По древнекитайской философии, “ЧИ” является материальным субстратом Вселенной и все изменения последней являются следствием движения и изменения ЧИ. В традиционной китайской медицине под термином “ЧИ” понимают питательные вещества и функциональную активность всех органов и систем. Поэтому вся жизнедеятельность человека является следствием изменения и движения энергии ЧИ. В современном понимании в термин “ЧИ” вкладывается интегральная функция всей деятельности организма, т. е. его жизненная энергия, жизненный тонус, который является равнодействующей всех биоэнергетических процессов организма. Исследования последних лет с привлечением самых современных физических методов, открывших новые формы существования материи (например, так называемые волны с продольной компонентой др.) дают некоторые надежды на раскрытие феномена и природы ЧИ, однако с полной уверенностью высказаться о физическом механизме ее образования и движения пока рано. Тем не менее, концепция ЧИ применима ко всем без исключения природным явлениям и имеет в себе четкую практическую значимость, преломляясь, в частности, в традиционной чжэнь-цзю терапии. Виды и выработка ЧИ В зависимости от происхождения, функции и распределения существует несколько видов ЧИ. Ими являются: ЮАНЬ ЧИ (первичная ЧИ}, ЦЗУН ЧИ (грудная ЧИ), ИН ЧИ (питательная ЧИ) и ВЭЙ ЧИ (защитная ЧИ). По источнику происхождения ЧИ делится на врожденную (ЮАНЬ ЧИ) и приобретенную (все остальные виды ЧИ). Врожденная и приобретенная ЧИ зависят друг от друга, поддерживают и питают друг друга. Врожденная ЧИ активирует органы ЦЗАН-ФУ, которые вырабатывают приобретенную ЧИ, а последняя в свою очередь постоянно пополняет врожденную ЧИ. 1. ЮАНЬ ЧИ — первичная ЧИ. Она образуется из врожденной субстанции и требует после рождения человека постоянного пополнения со стороны приобретенной ЧИ. Она является “корнем” почек и распределяется по всему организму через канал САНЬ-ЦЗЯО, стимулируя функциональную активность всех ЦЗАН-ФУ органов и тканей. Врожденный недостаток ЮАНЬ-ЧИ или ее истощение при длительных заболеваниях является причиной старения и смерти человека. 2. ЦЗУН ЧИ — грудная ЧИ. Она образуется при комбинации “чистой ЧИ” вдыхаемого воздуха и ЧИ пищи и находится в грудной клетке. Она активирует дыхательную функцию легких, а сила дыхания и голоса прямо пропорциональна активности ЦЗУН ЧИ; она активирует кровообращение и сосуды, поэтому циркуляция ЧИ, холод, тепло и моторика конечностей и туловища связаны и зависят от активности ЦЗУН ЧИ. 3. ИН ЧИ — питательная ЧИ. Образуется селезенкой и желудком из ЧИ пищи и воды и циркулирует по сосудам. Главной ее функцией является выработка и питание крови, а также питание всех органов и тканей. Так как ИН ЧИ и кровь тесно связаны, то существует термин — “ИН крови” (ИНЬ СЮЕ), отражающий их совместную функцию. 4. ВЭЙ ЧИ — защитная ЧИ. 0бразуется также из ЧИ пищи, но в отличие от ИН ЧИ циркулирует снаружи сосудов. Главной ее функцией является защита организма от внешних патогенных факторов; она контролирует функцию пор кожи, увлажняет кожу, контролирует температуру тела и прогревает ЦЗАН-ФУ органы. Кроме того, каждый канал и орган имеет свою ЧИ которая соответствует функциональному назначению того или иного органа. Образуясь из четырех вышеуказанных видов ЧИ, ЧИ каналов тела таким образом является комбинацией ЧИ пищи, “чистой ЧИ” воздуха и первичной ЧИ почек и называется ЧЖЭН ЧИ (жизненная ЧИ). Она является материальной основой функционирования органов и каналов тела и оказывает существенное влияние на ЧИ, кровь и внутренние органы. Функции ЧИ В организме нет места, куда бы не проникала ЧИ и в зависимости от тока ЧИ жизнедеятельность организма замедляется и ускоряется. “Чи является корнем организма, а ствол и листья высыхают без корней...” Основные функции ЧИ следующие: 1. Активирующая функция. Рост и развитие организма, активность ЦЗАН-ФУ органов, кровообращение и распределение жидкостей в организме — все это зависит от активирующей функции ЧИ. При недостатке ЧИ происходит замедление роста и созревания человека, гипофункция внутренних органов, застой крови, нарушение распределения жидкостей и выработка влажной флегмы внутри организма. 2. Прогревающая функция. Чи контролирует теплообразование и теплообмен организма, главная роль в этом принадлежит ВЭЙ ЧИ и ее способности контролировать поры кожи. 3. Защитная функция также в основном отводится ВЭЙ ЧИ. Она защищает организм от внешних патогенных факторов, а при внедрении последних на поверхность или вовнутрь тела вступает с ними в борьбу. 4. Контролирующая функция. ЧИ регулирует и контролирует все метаболические процессы в организме, кровь и кровообращение, потоотделение, “закрывание” и “открывание” отверстий тела (т. е. мочеиспускание, дефекацию и семяизвержение). 5. ЧИ ХУА (изменение ЧИ). Этот термин имеет Два аспекта: во-первых, ЧИ ХУА отражает процессы взаимной трансформации эссенции, ЧИ, жидкости тела и крови. В 5-й главе “Су-Вэнь” сказано: “Эссенция трансформируется в ЧИ”, а далее, в комментариях в этой главе, говорится, что “активирование ЧИ образует эссенцию; гармония эссенции и пищи дает возможность организму расти”. Во-вторых, ЧИ ХУА отражает определенную функциональную активность ЦЗАН-ФУ органов и их способность выполнять соответствующие задачи. 6. Питательная функция выполняется главным образом ИН ЧИ. Она циркулирует по кровеносным сосудам и питает кровь и весь организм. Хотя эти шесть функций различны, они вместе помогают и активируют друг друга. |